Развитие туристско-краеведческой направленности дополнительного образования в Республике Башкортостан

Проблема воспитания детей рассматривается как приоритетная задача государства. В создании условий для воспитания творческой, целеустремленной личности  играют кружки, объединения, секции, словом, система дополнительного образования детей.

 

По итогам 2017 года охват в республике детей дополнительным образованием составил 78,2%, включая все направленности, что превышает показатели  2016 года.  Но не все ресурсы в этом направлении еще используются.

Наша республика славится своей живописной природой, географической протяженностью, богатыми народными традициями и историей, многочисленностью  проживающих народов, их единством и высоким экономическим и образовательным потенциалом. Одним из стратегических ориентиров в развитии республики является туризм, включая детский.

Детский туризм – это  эффективное  средство  оздоровления и воспитания подрастающего поколения.   Он позволяет решать в комплексе  вопросы обучения, воспитания, оздоровления, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей. Не случайно детскому туризму уделяется особое внимание. В Послании Главы Республики Башкортостан Р.З. Хамитова Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана отмечено, что   « Еще одна значимая тема  для формирования мировоззрения подрастающего поколения — развитие детского туризма». Правительству Республики Башкортостан поручено разработать Программу развития туристско-краеведческой деятельности  в рамках основного и дополнительного образования детей в  Республике Башкортостан.

Детский туризм представлен на сегодняшний день 19 учреждениями туристско-краеведческого профиля, 14 из которых функционирует в городских округах и районах г. Уфы, 5 — в муниципальных районах. Количество детей, занимающихся в кружках и объединениях  этих центров   превышает  22 000 человек, что составляет 11% от общего числа  детей и подростков, занятых в дополнительном образовании по линии  Министерства образования Республики Башкортостан  или 5% от общего количества детей,  занятых в дополнительном образовании республики. В 79 многопрофильных учреждениях республики (Дома пионеров и школьников, детского творчества, экологические центры) ведется туристско-краеведческая работа в форме кружков и детских объединений. Деятельность учреждений направлена на совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения. Мы можем гордиться,  что  несмотря  на политические  и  экономические  трудности республике удалось сохранить уникальную систему дополнительного образования в целом, и туристско-краеведческую направленность в частности.

Если в системе образования туристско-краеведческая деятельность – это регулярные занятия в соответствующих кружках и объединениях, то коммерческий туризм предполагает разовые мероприятия в форме различных поездок, экскурсий и мероприятий.

 

В 2015 году в республике создан республиканский совет по развитию детского туризма. Результатом работы совета стало принятие  Концепция развития детского туризма и

Плана по ее реализации, основные положения которого представлены на слайде.

Таким образом, доля детей Республики Башкортостан, охваченных туристскими услугами в 2017 году,  составила более 300 000 детей, что 30% от общего количества детей республики. Это дети, которые охвачены всеми формами туристско-краеведческой деятельности от мероприятий на уровне образовательных учреждений, включая муниципальный, республиканский уровень до федерального, включая коммерческие туристские услуги. В то же время доля детей охваченных туристско-краеведческими мероприятиями составляет более 240 000 тысяч, что составляет 27 % от общего количества детей. Это  слеты,  походы,  соревнования,  палаточные лагеря,  конкурсы, конференции, олимпиады, квесты, экскурсии и другие.  

           В  рамках государственной программы «Развитие системы образования Республики Башкортостан» ежегодно  из бюджета республики выделяются финансовые средства для организации многодневных и категорийных походов с учащимися в размере 600,0 тыс.руб. Денежные средства на эти цели выделяются также из  бюджетов муниципальных образований. Только в летний период  2017 года учащимися республики совершено 1100 многодневных и категорийных походов.

Особую роль в развитии детского туризма и краеведения на местах играют школьные музеи. Ни для кого не секрет,  что фундаментом патриотизма является любовь к своей «малой родине», к ее людям и природе. Воспитание патриотизма невозможно без формирования и стимулирования интереса детей и юношества к истории, природе, культуре малой и большой Родины. Республиканский реестр включает в себя 1022 школьных музея, 771 из них — паспортизированные.  В республике разработан образовательный проект «Я поведу тебя в музей», цель которого является посещение школьных, муниципальных и государственных музеев Республики Башкортостан в процессе образовательной деятельности с учетом возрастных категорий. Исторический парк «Россия. Моя история» -уникальный объект для посещения учащимися республики. На сегодняшний день  парк посетили более 33 тысяч детей. Хотелось, чтобы каждый школьник побывал в этом парке.

В Республике накоплен положительный опыт организации мероприятий туристско-краеведческой направленности с массовым участием в них детей.

В муниципальном районе  Туймазинский район разработана организационно-педагогическая модель эффективного управления туристско-краеведческой деятельностью, которая позволила  вовлечь детей  в сферу детского туризма  до 80% от общего количества детей.

В муниципальном районе Дуванский район  многодневными и категорийными  походами охвачены  около 50 %   учащихся. Каждая школа проводит несколько походов в летний период. Также администрацией района большое внимание уделяется организации  туристских слетов как для  учащихся, так и для педагогов. Результатом данной деятельности является то, что команда детей Дуванского района в течение последних лет принимает участие во Всероссийских слетах туристов-краеведов и занимает призовые места.

Экскурсионная и краеведческая работа  Альшеевского района объединяет все образовательные организации района в единую программу туристско-краеведческого движения обучающихся «Дорогами Отечества». Это позволило создать в районе системную работу в сфере детского туризма.

 На хорошем уровне организована предпрофессиональная  подготовка по направлению «геология» в Архангельском, Гафурийском районах и  в г.Сибай. Учащиеся данных территорий ежегодно поступают в средние специальные и высшие учебные заведения по данному профилю.

Учащимися муниципальных районов Мишкинский, Федоровский районы организуются этнографические экспедиции. В данных районах уделяется большое внимание проведению профильных палаточных лагерей,   краеведческих конкурсов, исследовательским работам с учащимися.  Все эти проекты позволяют изучать,  сохранять и бережно относиться к истории и культуре родного края.

Центром детского туризма города Салавата реализуется 59 туристских и экскурсионных маршрутов. Ежегодно в экскурсионные маршруты привлекаются около  6 тысяч школьников  города, в том числе и  дети с ограниченными возможностями здоровья, что  это составляет   43%  от числа всех обучающихся.

Центры туризма Кировского, Октябрьского, Орджоникидзевского районов города Уфы внедряют инновационные формы в развитие детского туризма, вовлекают родителей учащихся в образовательный процесс (совместные походы, экспедиции, выезды на соревнования и палаточные лагеря).

Межведомственное взаимодействие органов образования, физической культуры и спорта муниципального района Белорецкий район и  поисково-спасательного отряда Государственного комитета  Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям позволили создать эффективную модель реализации программы «Школы безопасности». Центр туризма Белорецкого района является экспериментальной площадкой Всероссийского движения учащихся «Школа безопасности».

В ноябре 2017 года Республика Башкортостан принимала участников Всероссийского семинара-совещания  руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководителей образовательных организаций  дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности.  127 представителей российских регионов и более 200 участников муниципальных образований участвовали в круглых столах, дискуссионных площадках и мастер-классах.  

В развитии  детского туризма в Республике Башкортостан мы определили 4 основных вектора:

 

1 вектор —на уровне образовательных организаций.

Это содержание туристско-краеведческой деятельности.

Создание дополнительных  общеобразовательных программ современного уровня, включая  авторские. С реестром программ и маршрутов можно ознакомиться на сайте detiturizm.ru/

Применение дистанционных форм обучения, в том числе для детей с ОВЗ.  

Внедрение инновационных форм и методов работы, что будет способствовать более широкому вовлечению числа детей в занятия туризмом и краеведением.

 Повышение квалификации педагогических кадров, поскольку наблюдается нехватка подготовленных кадров в сфере детского туризма.

 

2 вектор — муниципальный уровень.

Улучшение материально-технической базы.

Разработка муниципальных программ развития детского туризма (протокол  заседания республиканского совета по развитию детского туризма в РБ от 20 декабря 2017 года №5).

Создание муниципальных туристских и экскурсионных маршрутов по 2-3  в каждом районе.

Выделение целевых финансовых средств на реализацию туристских и экскурсионных маршрутов с детьми.

 Сохранение и поддержка профильных образовательных организаций.

Усиление внимания к вопросу  безопасности при организации и проведения туристских маршрутов.

Создание в каждом муниципальном образовании маршрутно-квалификационных комиссий (МКК). МКК на сегодняшний день — это единственный доступный инструмент контроля, обучения руководителей и выпуска туристских групп. В республике действуют  27 МКК.  Хотелось, чтобы МКК была в каждом районе.

 

3 вектор —республиканский.

Определение стратегии развития детского туризма в масштабе республики.

Разработка Программы туристско-краеведческого движения учащихся Республики Башкортостан «Дорогами Отечества».             Деятельность межведомственной  рабочей группы по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих сферу детского туризма в Республике Башкортостан.

Методическое сопровождение образовательного процесса.

 Поощрение детей и педагогов, занимающихся детским туризмом.    Мониторинг посещаемости детьми туристских и экскурсионных маршрутов.

Подготовка кадров и повышение их квалификации.  Сегодня в этом направлении работают 11 образовательных учреждений с общим охватом 217 дипломированных специалистов в год. Однако потребность в год таких педагогов -520 человек. Повышение квалификации требуется 220 педагогам в год. Отсюда вывод –данное направление требует пристального внимания со стороны руководителей  организаций высшего образования.

4 вектор —федеральный.

Государственное регулирование в сфере детского туризма. Совершенствование нормативной правовой базы.

Введение системы поощрения в детском туризме.

Материалы по данным вопросам доступны на сайте Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.

И на всех направлениях  — ключевое внимание обеспечению безопасности при организации и проведении туристско-краеведческих мероприятий.

Решение поставленных задач позволит  консолидировать усилия на муниципальном, республиканском и федеральном уровнях,  что приведет к естественному увеличению числа детей и подростков, вовлеченных в туристско-краеведческое движение.  А это значит, что наши дети будут воспитаны на лучших национальных традициях посредством образовательных экскурсий, культурно-этнографических экспедиций, туристских походов и краеведческих исследований.

Спасибо за внимание!

И.В. Лифанова,

директор ГБУ ДО РДООЦТКиЭ

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *